Приобретенная на днях книга Э.О.Бондаренко - "Праздники христианской Руси" - пример того насколько сильно вобрало христианство многие праздники из религии до христианской Руси(русского ведизма).

Однако кроме праздников в данной книге много еще интересного. Но обо всем по порядку.

Начнем с обложки. На самой обложке мы видим:

sirin.JPG (17016 bytes)

Но всем знакомые Алконост и Сирин теперь "работают" на потребу православной церкви. Теперь они уже - райские птицы. Впрочем велика ли разница скажите вы? Ведь и там и там суть птицы благовестницы, в одном случае с Рипейских гор, в другом из райского сада.

Однако лицо одно, да результат-то разный. Пропагандируются библейские заповеди. Но о вреде и пользе этого разговор особый, здесь же мы остановимся только на сравнениях и небольших пояснения к этому.

Перейдем же к самому тексту.

Начиная с "золотых" слов Ключевского, что:

"Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот набитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет, и всему разучится, и должен будет все начинать сначала."

Переходим к стандартно заунывным:

"Людям издревле было свойственно верить в высшие силы. Более тысячи лет назад славяне были язычниками - верили в одушевленную природу и приносили жертвы Солнцу, Земле, озерам, лесам. Позже стали верить в особых богов: Даждьбога - бога солнца, Перуна-бога грома и молнии, Стрибога - бога ветра, Волоса-бога скота. В капищах - языческих храмах - устанавливались идолы и жертвенники, где волхвы приносили богам жертвы, в том числе и человеческие."

Причем, нещадно путая какая религия когда была, а в конце и вообще тенденциозно преподнося обрядность, абсолютно голословно утверждается о приносимых человеческих жертвах.

Да действительно жертвы приносились, но кем и когда?:

Вот, что мы прочитаем по этому поводу в Велесовой книге:

"Слава богам нашим!

Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв. Это же делается у варягов, приносящих такие жертвы и именующих Перуна - Перкуном.

И мы ему приносили жертвы, но мы смели давать лишь полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли Коляду ягненком, а также во время Русалий в Ярилин день, а также на Красную гору. Тут же мы начинали вспоминать о Карпатских горах. В то время наш род именовался -Карпени. Те, которые от страха жили в лесах, именовались по названию - древичи, а на полях мы назывались - полянами.

Так всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы - людоеды. Но это - ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи. Тот же, кто хочет победить другого, говорит о нем злое, и тот -глупец, кто не борется с этим, потому что и другие это начнут говорить."

Причем из истории помним, что особенно отличился(о человеческих жертвоприношениях) в этом "святой" Владимир, креститель Руси. Измываясь над народом и так и эдак, в конце концов решив видимо, что и после смерти, нужно, что то в том же духе(для будущих поколений) оставить - окрестил Русь. С чем мы сегодня и живем. О чем и говорим.

А строчкой ниже идет:

"Христианизация Руси в Х веке внесла значительные изменения в славянские верования, в культуру племен, населяющих земли нынешней Руси. С православием пришли письменность, новая архитектура, богатое декоративно-прикладное искусство. При храмах открылись училища духовного просвещения. Развилось искусство хорового церковного пения. Монастыри были своеобразными научными центрами-в них писали летописи важнейших исторических событий."

Заметим, что окончательно, даже сейчас Бондаренко не решается решительно сказать, а говорит с оговоркой - "внесла значительные изменения в славянские верования". И это действительно так. По многим свидетельствам, те старые верования оставались(в форме двоеверия) до 12-14вв., а окончательно не изжиты и по сей день. Конкретный человек в России более суеверный, чем верующий. Христиане попытались отгородить себя от тех богов, "преобразовав", оболгав их в образ "нечистой силы". Однако кто из нас знает более о святых и праведниках, чем о той "нечистой силе". Многим, к примеру, известны домовые и верят в них ничего на зная о том же "святом" Владимире. И что о нем собственно знать-то хорошего можно? Вот, что пишут те же летописи(Лаврентьевская) о нем:

Был же Владимир побежден похотью женскою, и вот какие были у него супруги: Рогнеда, которую посадил на Лыбеди <...>, от нее имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки имел - Святополка; от чехини - Вышеслава; от другой - Святослава и Мстислава; а от болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде и 200 на Берестове <...>. И был он ненасытен в блуде, приводил к себе и замужних жен и растлял девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в конце концов погиб. Этот же был невежда, а под конец обрел спасение.

И это лишь малая выдержка из тез "заслуг", что оставил после себя "святой" Владимир.

И о том, что письменности не было до прихода христиан так же вопрос спорный(достаточно обратиться к тому же Карамзину). По некоторым свидетельствам изобретатели письменности лишь добавили недостающие буквы из греческого алфавита дабы, возможно, было без проблем переводить библию на существующий русский язык.

Все это требует бережного отношения, и многих научных изысканий, а не подобных выражений в виде непреложных истин. Впрочем это свойство христианской церкви - нетерпимость к каким либо изменениям.

Справедливости ради необходимо отметить, что автор далее оговаривается:

"Бога почитали, любили, боялись, молили о ниспослании милостей, но и "нечистую силу" в быту старались задобрить подарками, не желая ссориться с ней. Вот почему по всей нашей книге описание "церковных" праздников чередуется с народными приметами и обрядами. "

Но, все равно сквозит:

"Удивительна русская традиция веры, в которой тесно переплетаются вера в Бога (с подчинением всей жизни годичному, недельному, суточному кругам богослужения в церкви) и народные обычаи, суеверия, связанные с "изгнанием нечистой силы", различные "обереги" и приметы, связанные с многолетними, вековыми наблюдениями за погодой."

До конкретно-честного, о том, что "ту веру окончательно победить не удалось" осталось немного, но выговорить не смог.

Ну да ладно. Пытливый и ищущий ум везде найдет правду, в какие бы одежды ее не рядили. Кривда она и есть кривда. Беда в том, что многим(по разным причинам) удается "запудрить мозги" подобной ерундой. Однако, не так, так по другому выйдет наружу неверие в пришлую религию. Или погроме храмов, как в революцию, или в поиске себя в других верах(белое братство, всякие свидетели и т.д), как сейчас. А ларчик то просто открывается - дайте народу свое, родное. И не надо будет наносного, чужого. И силы будет во много крат более. Можете возразить, почему же тогда 1000лет назад это ушло так легко.

Но во-первых не так легко. Как уже говорилось не один век было двоеверие, и старая вера искоренялась мечем и огнем. И жертвы были ничуть не меньшие чем при испанской инквизиции, любой диктатор позавидует. Во-вторых не ушло полностью оставшись в нас всех.

Это наша вера, это наше мировоззрение.

Далее читаем:

"Христианизация Руси внесла серьезные изменения как в характер, так и в направление развития ее культуры. Христианство принесло на Русь новые культурные ценности: грамотность, так как богослужение должно было вестись по книгам; архитектуру: стали воздвигаться церкви по образцу византийских; декоративно-прикладное искусство: иконы, фрески, предметы культа, без чего не существовало христианского богослужения."

Про грамотность уже говорено было, архитектура, да привнесли, согласен. Однако иконы, фрески предметы культа все переработаны с учетом предыдущей религии. До последних веков на иконах содержалось масса языческой символики. Против которой выступает и по сей день "Русская церковь". Получается как бы - вера отдельно, а церковь отдельно. Причем последняя все время пытается подмять под себя первую, представив вместо нее себя.

Далее:

"И среди них самым важным был культ богочеловека. Народ стал верить не в идола, не в призрак, а в божество, "явившее на земле Божественное и человеческое"."

Это ли не противоречие самому себе!? Народ верящий в природу, речку, дерево, и т.д. обвиняется в идолопоклонстве! И совершенно не берется в учет, что настоящий идол - бог от греков пришедший. Бог язычников не имел четкой(очеловеченной) формы - чего же здесь кумирного, идольного. Икона изначально - создание кумира, идола. Им и поклоняются истинные идолопоклонники - христиане. Бог в каждом из нас(об этом же говорил их Иисус, но многие ли читают, если есть "пастырь"), но абсурдно искать его в небесах, причем через пастырей. Не напоминает ли Вам это простую игру "глухие телефоны" - много ли дойдет, через таких пастырей, особенно таких как "владыка" в Свердловской области. Которых впору на скамью подсудимых, а не в храм вести.

Далее:

"Но процесс христианизации Руси затянулся на века. Христианство усваивалось нашими предками медленно: народ сохранял в быту и сознании остатки дохристианских культов."

Спору нет.

"Большое значение имели реформы Петра I в отношении религии...

... Указом 1718 года устанавливались строгие наказания за отсутствие прихожан на исповеди, за непосещение церкви "

То же самое, что и 700 лет до этого, когда силой загоняли народ в реки крестится. Вот выдержка из Лаврентьевская летописи:

"...послал Владимир по всему городу сказать: "Если не обратится кто завтра на реке - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - противен будет мне"."

Замечу демократией тогда и не пахло. И сии слова многое значили, для жизни человека.

А теперь на примере нескольких зимних праздников посмотрим какие есть, какие были, как их отмечают и что они значат.

Январь

"1 января (19 декабря)

День мученика Вонифатия, святого Григория.

Преподобного Ильи из града Мурома .

Святой мученик Вонифатий - покровитель людей, желающих избавиться от алкоголизма."

Интересно как это соотносится мученик Вонифатий и встреча Нового Года, как правило без спиртного, даже символически, не обходится.

"Славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Этот обряд назывался "коляда" - от латинского "календа", что означает "первый день месяца"."

Это так. Интересующимся даю ссылку на станицу   А. Журавлева(входящую в "Сварожий Круг"). На странице дано довольно полно описание празднование "Коляд"

На странице Я. Добролюбова(так же входящую в "Сварожий Круг") также возможно найти многое о многих праздниках на Руси.

"6 января (24 декабря)

День преподобной мученицы Евгении, преподобного Николая.

Навечерие Рождества Христова. Рождественский, или первый, сочельник."

"7 января (25 декабря) Рождество Христово."

"14 января (1 января)

Обрезание Господне. Память святого Василия

Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской."

Из своего жизненного опыта сознайтесь(хоть перед собой) - какое дело Вам, русскому человеку до празднования обрезания, даже если оно Господне. Гадания в недели после нового года - да. Это практикуется везде.

"15 января (2 января)

День святого Сильвестра, папы Римского.

Преподобного Сильвестра Печерского.

Сильвестр. На Сильвестра окуривали курятники. Заговаривали "лихоманку". Обряд и верование: "Старушки, известные на Руси под именем бабушек - повитущек, справляли в этот день смывание лихоманок... А лихоманки только и знают, что искать людей виноватых;

а если уже и сыщут виноватого, то сумеют и потрясть, и познобить"."

Вот это уже "теплее", похоже на русские обычаи, но причем здесь Римский папа!? Насколько понимаю это еще и из католического христианства домешано. Да окрошка приличная. Это по всей видимости из той же оперы, что сейчас празднуют и день святого Валентина(в феврале) абсолютно видимо не задумываясь о том, что даже к православию это не имеет никакого отношения. Причем заметим, что празднование самому народу и как бы по боку, более шуму в СМИ. Вопрос кому и зачем это нужно? Возможно тем же, кто верещал - "голосуй, а то проиграешь", а потом растаскивал страну по своим бездонным карманам? Но, что говорить, от нашего отношения ко всему очень много зависит. А для этого надо видеть правду не через их очки.

"16 января (3 января)

День пророка Малахии, мученика Гордия.

М а л а х и я. Было на Руси такое поверье, что в этот день голодные ведьмы, возвращаясь с гулянья, задаивали коров. Говорили: "На Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти". Поселяне, чтобы избежать такой беды, привязывали над воротами сальную свечу, которая отпугивала ведьм. "На Малахию хлев метелками обмахивай".

Также в народных поверьях есть такое предание, что только в этот день можно образумить "коженника" (испорченного, больного): "Коженника отчитывают на Малахию".

Ну скажите пожалуйста какого рожна этот пророк здесь вообще фигурирует, что о нем сообщается? Поставьте свою фамилию(или соседа) и все по прежнему, как название камня - малахит, булыжник, янтарь. Перечисление и не более.
А так(без имени) впрочем ничего, очень даже по нашему.

17 января (4 января)

Собор семидесяти Апостолов, преподобного Феоктиста. Преподобного Ахилы Печерского, в Дальних пещерах почивающего.

Последние святочные гадания. Чертополох. В этот день любопытные девицы, желая испытать действие своих гаданий, выходят вечером на двор примечать звезды... "

Вот опять теплее, опять ближе к народу.

Так может отбросить все наносное, пришедшее и прилипшее как банный лист к случайному месту. И все встанет на свои издревле привычные места.