Продолжение 2.

"Красота спасет мир"

Вначале несколько слов в продолжение предыдущей части.

Проведенные с помощью методов теории информации статистические исследования написанных на разных языках текстов показали, что несмотря на различия грамматических и фонетических правил, все исследованные языки обладают очень близкими статистическими характеристиками. Этот факт свидетельствует о действии неких общих статистических механизмов, управляющих процессами формирования и развития всех языков.

Наш язык- это гибкая, подвижная, легко адаптирующаяся в различных условиях система. В способности отражать, выражать, объяснять самые разнообразные стороны жизни и заключается основное достоинство языка, сохранившееся в нем потому, что в процессе своей эволюции он не достиг предела "приспособленности", в результате которой системы способны существовать только в определенных жестко детерминированных условиях (пчелы повторяют лишенные смысла инстинктивные действия, а тексты вырождаются в повторение одинаковых букв или слов).

Чтобы всего этого не случилось, язык сохранил в себе непредсказуемость, определенную "порцию" энтропии. Оценить, каков удельный вес этой порции, позволяет опять-таки письменный текст. Подсчитано, что на каждые 4 бита обусловленной жесткими правилами избыточной (предсказуемой) информации приходится порция энтропии (непредсказуемой информации), составляющая примерно 1 бит.

Введем для удобства обозначения

 

Для обычного текста G =0,25.

Текст из одних "А" обладает нулевой энтропией (НР =0), поэтому для него G = НР /IП =0.

Текст с максимальной энтропией не подчиняется правилам. Для него IП =0 и соответственно G= НР /IП = .

Помимо обычных текстов, существуют специальные тексты: бухгалтерские отчеты, протоколы собраний и заседании и т. п. Они больше обычных текстов тяготеют к шаблону, в них повторяются стандартные термины и. Для таких текстов коэффициент G будет меньше, чем для обычных, в силу более жесткой детерминированности, большей близости к предельному случаю - тексту из одинаковых слов, слогов или букв.

А обычный текст сохранил одну пятую часть (20 процентов) спасительной энтропии именно для того, чтобы иметь гибкость и многозначность, из которых проис текает совершенство, красота, образность, универсальность и все прочие бесценные качества нашего языка. При G=0 мы не могли бы сообщить друг другу ничего нового - можно было бы предсказать заранее все последующие буквы и слова. При G = мы не могли бы попять друга, потому что каждый из нас в процессе общения обрушивал бы на собеседника не подчиняющийся никаким правилам набор несогласованных друг с другом слов ("гвоздь бежала при тихое завтра...") или звуков (вроде приведенной в таблице фразы ? 1). G = 1/4 - это наилучшее соотношение непредсказуемости (энтропийности) и детерминации (правил). Такое соотношение не случайно, оно возникло как результат длительной эволюции языка.

Наличие детерминированных правилами связей (IП=4 бита на каждую букву) обусловливает целостность языка как системы. Гибкие вероятностные связи между словами и буквами позволяют осуществлять и грамматическое и смысловое согласование слов. Именно благодаря вероятностным связям язык приобретает необходимую мягкость: каждое употребляемое нами слово может иметь множество оттенков, зависящих от предыдущих и последующих слов. Сравните, к примеру, значение слова "малиновый" в таких сочетаниях, как "малиновое варенье" и "малиновый звон". Или значение слова "чистый" в сочетаниях "чистый лист бумаги" и "чистый эксперимент"... Язык поистине неисчерпаем.

Слова многолики, их реальное значение трудно бывает ограничить какими-либо рамками - они то и дело норовят разорвать эти рамки, вступить в совершенно новые смысловые связи. И это не порок, а величайшее достоинство нашего языка как системы. Именно оно, это достоинство,- основа великого многообразия выразительных средств подлинной поэзии и по-настоящему художественной прозы.

Однако в наш век чего только не насмотришься и не наслушаешься. Иной раз чрезмерная "словесная удаль" доводит литературный язык до абсурда (в наших обозначениях этому случаю соответствует G, значительно превышающий оптимальную величину). В самом деле, если взять для примера два крайних случая (G=0 и G=), то первому из них будут соответствовать литературные штампы ("ясный взор", "синее небо"), а второму-бессмысленные словосочетания. Этому подтверждения найдем и в поэзии и в прозе.

И лишь условие "золотой середины" дает такие образные словосочетания, как "страна березового ситца" (С. Есенин) и т.п. Нас поражают одновременно и неожиданность и точность найденных талантливыми поэтами слов. Именно благодаря неожиданному (то есть не применяемому в обиходной речи) и точному сочетанию слов наше воображение легко рисует ту или иную картину.

Гармоничность поэтических произведений зависит не только от смысла, но и от звуковой и ритмической окраски образующих ткань стихотворения слов. Каждому поэтическому произведению присуща определенная музыкальность, поэтому закономерно возникает вопрос об оптимальном соотношении "стандартных" и неожиданных сочетаний ритмов и звуков, определяющем гармоничность музыки или стихов.

Возможно было бы возразить, что и "компы" - стихи пишут и в шахматы самых-самых обыгрывают и т.д. Однако такая "поэзия" далеко не поэзия. Или попробуйте комп научить чувствовать, волноваться или фантазировать слабо? Даже в самой отделенной перспективе. Но дело не столько в этом.

Перейдем к графическому представлению рассматриваемых вопросов, тогда думаю будет все совсем ясно.

Рассмотрим линейную функцию коэф. G, для алфавита(языка). Картина получиться такая:

a -это и есть та 1/4. Коэф. G - показывает распределение разных слов, разных комбинаций букв. От "абс. порядка" - ААААА, до хаоса типа - ЙЦУКЕНГШЩЗХФЫВАПРОЛДЖЭ. Конечно, очень схематично, представлено распределение (в действительности картина будет несколько отличаться), но для общего понимания подойдет. По оси Y-S (в общем случае - сумма рассматриваемых явлений). А фраза вынесенная в эпиграф - и есть та одна которой я собирался ответить Ярославу. Именно красота и именно от крайностей - сатанизма и монотеистических религий.

Теперь посмотрим, где же могут находиться например слова из жаргона бухгалтеров - где-то у т.А. А к примеру жаргон Ярослава во фразе - ""рыпаться" бесполезно ;о))) - процесс уже пошел :-))) ...", или "Вся эта "кухня философская" - муть и жуть, конечно ;о)))" где то - т.Б.

Недостаточно просто было бы отразить рост энтропии(даже в зависимости от информации). Нет собственно информативности, по происходящему процессу. Будь то язык, новое открытие, биение сердца, да собственно практически, что угодно придет Вам на ум, все возможно отобразить на данной схеме.

Думается данный коэф. Более подходит для наших задач.

Рассмотрим еще несколько примеров.

Вначале, что попроще - к примеру мода.

Американские социологи произвели опрос большого количества женщин, чтобы выяснить, что заставляет их следовать моде. Оказалось, что около 70 процентов опрошенных следуют моде, чтобы не отличаться от окружающих, а оставшиеся 30, наоборот, стремятся с помощью модной одежды выделиться из толпы. Это и есть законодательницы моды, та самая 1/3 часть, которая так же порождает неожиданность моды, как 1/4 энтропийности текста порождает неожиданность устных и письменных фраз.

Близкие значения величины G для языка и для моды, по-видимому, не случайны. Процес становления моды- это тоже процесс эволюции, только длится он не тысячи лет, как эволюция языка, не миллионы лет, как эволюция биологических видов, а всего лишь годы, а иногда и один сезон.

Во всех исследованных системах (ибо и мода-это тоже определенного рода система) "золотая середина" между детерминацией и энтропией оказалась вовсе не "серединой", а величиной G, близкой к 1/3 или 1/4.

Теперь попробуем обратиться к живописи(без учета гравюр и проч.).

Пусть Вас не пугает, такая разбросанность тем, все они суть проявление нашей жизни, а значит подвержены влиянию этих двух факторов - энтропии и информации.

Так вот обратившись, к примеру только к двум представителям посмотрим в какую область они попадут и что бы это значило. Айвазовский и Малевич. У Ивана Константиновича, даже с учетом, того, что человек на этом просто делал деньги и писал "потоково" его картины полны информационности, экспрессии и жизни. И мастерства, что называется не скроешь. А скажите на милость какую информативность несет "Квадрат" Казимира Севериновича? Не зря же он к концу жизни обратился к реалистической живописи. Потянуло все же поближе к "a "(М1)!

Вот так выглядят их положения на нашей схеме.

В голове роятся масса примеров аналогичного характера и хотелось бы все рассмотреть(хотя бы часть), но время поджимает, остановимся пока на этом.

Думается, читающему эти строки возможно и самому будет сделать, что-либо аналогичное. К примеру с такими системами как - архитектура, искусство в целом, или совсем современное - эстрада наших дней(интересно куда бы Вы поставили - Пугачову, На-На, Шура или еще кого ни будь на ваш выбор). Есть много и следствий из этого, но об этом как ни будь попозже.

Необходимо отметить, что к сожалению(или к счастью), определить количественное значение величин избыточной информации, энтропии и их отношения G= НР /IП удается далеко не для всех систем. Некоторые пока, как в генетике(ученые близко подобрались, но еще пройдет лет 50-100 прежде чем возможно будет подсчитать отношение детерминированных наследственных признаков к тем признакам, которые могут меняться под влиянием мутаций).

На сегодня закончу, что бы в следующей части перейти непосредственно к интересующему нас(меня во всяком случае) вопросу - вере.

Продолжение следует.